В век коротких видео и мемов электронные книги не теряют актуальности. Есть много тем, которые требуют глубокого и детального погружения. Предложите пользователям комфортно разобраться в вопросе: с помощью грамотно оформленного, структурированного и наглядного контента. А в благодарность получите контакты потенциальных клиентов и ссылки из авторитетных источников.
Компании создают электронные книги, чтобы блеснуть знаниями, укрепить статус эксперта и собрать контакты потенциальных клиентов. В блогах формат занимает третье место по популярности после информационных статей и новостных обзоров.
Часто происходит так: бренд публикует много статей на определенную тему, потом объединяет их, дополняет и перерабатывает в подробную электронную книгу. После чего предлагает скачать ее в обмен на контакты — получается эффективный лид-магнит. О том, как создать привлекательную для целевой аудитории электронную книгу, расскажем в этом гайде.
Особенности электронной книги
Электронная книга (ebook) — это лонгрид на максималках. У этих двух форматов много общего:
- доступное изложение в информационном стиле;
- деление на блоки для удобного сканирования;
- много визуального контента для наглядности и удержания внимания;
- подробная информация, рассмотрение вопроса со всех сторон.
Основное отличие в объеме. Пользователю сложно осилить статью на десятки скроллов. Для книги такое количество текста — норма. Можно растянуть чтение на несколько подходов.
Отличия есть и в подаче. Лонгриды обычно публикуют в открытом доступе прямо на сайте. Электронные книги закрывают и распространяют как PDF-файлы.
Механизм работы у этих форматов контента тоже разный. Лонгриды собирают трафик органически из поиска, электронные книги нуждаются в продвижении. Первый формат чаще выбирают для верхнего сектора воронки, второй — для среднего и нижнего.
Еще электронная книга похожа на белую книгу. Оба формата подробные, и обычно выступают в роли лид-магнита. Только первый в меньшей степени концентрируется на исследованиях и данных, написан доступным языком и чаще ориентирован на новичков в теме.
Примеры электронных книг
Рассмотрим на примерах, как могут выглядеть электронные книги для бизнеса.
HubSpot часто используют формат ebook в контент-маркетинге. В книге How to Use an API бренд рассказывает об истории технологии, типах API, их использовании, популярных ошибках и безопасности. Информацию дополняет схемами и скриншотами, текст разбивает на блоки и списки. В заключении предлагает подписаться на блог.
eMarketing Institute на 150+ страницах книги Affiliate Marketing Fundamentals рассказывает о партнерском маркетинге. Файл не отличается интересным оформлением. Однако сверстан так, чтобы его удобно было открывать на читалках, что для такого объема имеет смысл.
CoinVedanta в книге The Digital Currency Revolution рассказывает об истории криптовалюты и ее применении, рассуждает о будущем и трендах индустрии. Материал ориентирован на новичков. В нем нет визуалов, но текст разбит на блоки, что упрощает восприятие.
Oberlo в книге The Ultimate Guide to Building Powerful Product Pages на примерах показывает, как создать идеальную карточку товара. Файл грамотно оформлен: самое важное выделено цветом и указателями. В книге есть ссылки на статьи из блога компании, много скриншотов, инфографики.
Электронные книги могут выглядеть по-разному. Главная их задача — раскрыть тему и предложить читателям реальную пользу. Далее расскажем, как подступиться к этой задаче и получить достойный результат.
Как сделать электронную книгу
Начните с постановки цели и задач создания ebook. Для чего формат бизнесу:
- сбора контактов;
- привлечения лидов;
- получения внешних ссылок;
- укрепления статуса эксперта;
- обучения аудитории.
Как будете измерять эффективность. Как впишете электронную книгу в воронку, какими способами будете ее продвигать, на какую аудиторию. Как наметите стратегию, переходите к написанию.
Выбор темы для электронной книги
Идеальная тема для электронной книги отвечает сразу трем требованиям: она интересна вашей ЦА, связана с вашим продуктом или услугой, вы в ней отлично разбираетесь.
Анализировать спрос можно с помощью следующих данных:
- объем запросов в поиске (Google Trends, Answer The Public);
- обсуждения в соцсетях;
- интерес к статьям в вашем блоге и блогах конкурентов;
- обращения в вашу службу поддержки и к специалистам по продажам;
- результаты опросов и интервью;
- трендовые темы в индустрии.
Выбранную тему важно правильно донести через название книги. Именно по нему пользователь будет решать, стоит ли скачивать файл.
Заголовок должен быть интересным, понятным и ориентированным на ЦА. Вызывать любопытство, подчеркивать боль аудитории, давать обещание. Проверить свои варианты на качество можно с помощью Headline Analyzer от CoSchedule.
Структура электронной книги
Электронная книга обычно состоит из:
- обложки;
- оглавления;
- вступления;
- нескольких глав;
- заключения;
- призыва к действию.
Текст делят на блоки, дополняют изображениями, цитатами, списками. Страницы нумеруют для быстрой навигации. Где уместно, упоминают продукты и услуги бренда.
Иногда добавляют страницу со справкой о компании и контактами, годом написания, именами авторов.
Универсальной формулы не существует, так что со структурой можно экспериментировать. Главное, не забывайте об удобстве читателя.
Оформление электронной книги
Чаще всего электронные книги оформляют как PDF-файлы. Формат дает свободу для экспериментов. Можно добавлять изображения, видео, кликабельные ссылки, визуальные элементы, использовать любые цвета и шрифты. PDF удобно читать с компьютеров, мобильных устройств.
Некоторые компании ориентируются на аудиторию ридеров — гаджетов для чтения электронных книг. Ограничивают визуальное оформление и конвертируют материалы в форматы FB2 или EPUB.
В дизайне электронной книги важно помнить о:
- Читабельности. Выбирайте простые шрифты и контрастный фон, добавляйте пустое пространство и делайте буквы крупнее.
- Навигации. Визуально выделяйте важные моменты, обозначайте конец и начало разделов, по страницам текст и визуалы разделяйте с учетом смысла.
- Бренде. Добавляйте логотип, используйте фирменные цвета и образы.
- Наглядности. Создавайте инфографику, таблицы, схемы. На скриншоты добавляйте указатели.
Инструменты для создания электронной книги
Есть несколько подходов к созданию электронной книги. Можно отдельно подготовить текст и передать его дизайнеру. Или сразу разработать макеты, а потом добавлять к ним текст. Постранично собирать файл, одновременно работая и над дизайном, и над текстом. Или вовсе не париться с оформлением и конвертировать простой Google Docs в PDF.
Вот несколько инструментов, которые пригодятся:
- Конструкторы. 3D Book Cover Maker, Visme, Canva, Marq, Venngage, Google Presentation, PowerPoint.
- Текстовые редакторы. Google Docs, Word, Open Office Writer, LibreOffice Writer.
- Графические редакторы. Photoshop, Gimp, Inkscape, Illustrator, Figma.
- Помощь с текстом. InstaText, DeepL, SpinnerChief, Jasper, Wordtune, Grammarly, LanguageTool.
- Помощь с визуалами. Flaticon, Datawrapper, ChartBlocks, Freepik.
- Конвертеры. PDF24 Tools, Kindle Create, MS Word To EPUB Converter, Sigil.
Продвижение электронной книги
Написать электронную книгу не сложнее, чем подготовить подробный лонгрид. Действия те же, нужно только добавить больше информации. А вот к продвижению подход иной. Рассмотрим популярные варианты.
Лендинг и реклама
Чтобы скачать книгу, пользователь должен заполнить форму. Это действие требует внимания и времени, поэтому для предложения лучше подготовить отдельную посадочную страницу.
Рассказать о преимуществах книги, ее содержании и полезном действии. Уверить пользователей, что их данные будут безопасно храниться и использоваться только по назначению. Ответить на часто задаваемые вопросы. Добавить призыв к действию и начать вести трафик, в том числе с помощью рекламы. Пример.
Промо на сайте
Предлагайте скачать книгу посетителям сайта. Для этого добавляйте ссылки в статьи блога. Можно писать на связанные темы, чтобы органично вписывать промо. Запустите всплывающие сообщения, добавьте баннеры, рекламные блоки, ссылку в футере или меню. Пример.
Промо на внешних площадках
Расскажите о выходе электронной книги в социальных сетях. Поделитесь выдержками, перечислите преимущества контента. Добавьте ссылку на лендинг и призыв к действию. Упомяните электронную книгу в гостевой публикации или тематическом паблике, группе. Пример.