В контент-маркетинге, как и в целом для донесения информации, мы используем разные форматы. Понятие «Data storytelling» состоит из двух слов — «данные» и «рассказ историй». То есть, говоря простыми словами, это брендовый контент, созданный на основе данных от вашей компании. Этот формат хорош тем, что дает возможность, с одной стороны, представить информацию в понятном виде, с другой — увлечь аудиторию историей.
Дата-сторителлинг используют многие топовые спикеры и топ-менеджеры компаний в своих презентациях. Подкрепление истории данными делает ее не только интересной, но и убедительной.
Чем бренду полезен data storytelling
В целом сторителлинг данных помогает установить более глубокую связь с аудиторией, объяснить сложные концепции простым языком и сделать контент более запоминающимся. Data storytelling акцентирует внимание на важных элементах, а также объединяет исследования, отчеты и аналитику в убедительную историю.
Как освоить этот формат
Мы уже рассказывали о правилах сторителлинга, они применимы и для историй на основе данных. При этом эффективный дата-сторителлинг обязательно содержит несколько ключевых компонентов, которые мы рекомендуем использовать в статьях и презентациях.
1. Data Science — наука о данных
Доступ к информации сейчас открыт каждому, кто в ней заинтересован. Однако извлекать ценность из огромного количества неструктурированных данных и представлять ее в понятном для пользователя виде — довольно сложная задача. Не зря Data Science так востребована. На базе этой дисциплины создаются поисковые системы и другие сервисы, например, Spotify и Pinterest.
В данном случае наука о данных нужна для извлечения идей из бесчисленного количества данных. Здесь не обойтись без технических навыков и аналитических способностей.
2. Визуализация данных
Визуализация помогает превратить сухие цифры и факты в понятные для восприятия таблицы, инфографики и иллюстрации. Они должны быть простыми и помогать воспринимать информацию в контексте области повествования. Избегайте перегрузки данными, сложными или мелкими деталями, по возможности добавляйте интерактивные элементы. Это позволит аудитории самостоятельно исследовать данные и глубже их понять.
Визуал — это не только про статистические данные, историческую перспективу событий или графики. Вы можете разбавить историю иллюстрациями в виде мемов и комиксов, чтобы вызвать большую эмоциональную связь с аудиторией.
3. Нарратив
Почему бывает так, что двое рассказывают одну и ту же историю, но одного мы слушаем с увлечением, а второй кажется скучным. Все дело в нарративе — контексте, который вы добавляете к сухим фактам, чтобы история получилась цельной и вызывала у слушателя эмоции.
Это один из ключевых факторов в любом сторителлинге. Дело в том, что люди воспринимают информацию сначала через эмоции, а уже потом разбираются с фактами. Нарратив помогает правильно рассказать о достижениях, придать нужную «форму» тому или иному факту. С его помощью вы также можете выстроить взаимосвязь между разными элементами и сложить их в единую картину. Таким образом через нарратив вы правильно донесете свои идеи до аудитории и подготовите почву для принятия решения.
4. Связь с аудиторией
Здесь речь идет о взаимоотношениях, которые складываются с потенциальными читателями или слушателями. Чтобы история была успешной и правильно воспринималась, нужно понять, кто ваша аудитория, какие у нее ценности и цели, проблемы и задачи.
Прежде чем готовить текст статьи или презентацию, ответьте на несколько вопросов:
- Кто ваша аудитория?
- Какой результат важен для нее в рамках этой темы или проекта?
- Какие проблемы наиболее актуальны?
- Как ваша история приблизит их к цели, за счет чего сократит расстояние между текущей и конечной точкой?
- Каковы скрытые мотивы вашей аудитории?
- Какие данные им нужны сейчас для того, чтобы решить свои задачи?
Список можно продолжить. Главное — вы должны понимать, для кого ваша история. Каждый раз, когда вы собираете и анализируете данные, помните, для кого и с какой целью вы это делаете.
Удачные примеры историй на основе данных
Для лучшего понимания приведем несколько классных примеров использования дата-сторителлинга в разных проектах:
- Компания Nordgold — золотодобывающая компания с активами в Канаде, Гвинее, Французской Гвиане, России, Казахстане и Буркина-Фасо. К юбилею бренда маркетологи создали интерактивный проект, в котором рассказали историю возникновения и развития Земли.
История сопровождается 3D-элементами и визуальными эффектами, что помогает простым языком объяснить природные аспекты формирования месторождений золота.
- Spotify часто использует дата-сторителлинг в своем контенте. В ежегодном фан-исследовании для артистов они собирают данные о вовлеченности и привычках пользователей. Музыкантам эта информация помогает понять, как часто их треки прослушивают, и что влияет на вовлеченность подписчиков.
- Компания Periscopic провела исследование числа погибших от оружия в США и подсчитала, сколько лет было «украдено» у этих людей.
Приводя данные о застреленном в 2013 году мальчике в Нью-Джерси, авторы исследования пишут, что он «мог бы дожить до 63 лет и умереть от болезни пищеварительной системы». Такая эмоциональная подача данных еще больше погружает в проблему доступности оружия в стране.
- Chit Chart — проект, команда которого собирает данные из источников в Интернете и создает диаграммы, чтобы приводить статистические данные в интересный и понятный формат. Сами основатели называют проект скорее развлекательным, чем образовательным.
И это так и есть. Здесь наряду с серьезными данными есть много забавных и даже немного странных исследований. Но сама идея и ее воплощение очень высокого уровня.
- Визуальное исследование о поведении кошек и собак. Эта история прекрасно сочетает в себе руководство, индивидуальное исследование автора и красивый дизайн. Она рассказывает, почему кошки и собаки ведут себя тем или иным образом. Исследование разделено на блоки по ключевым словам, которые пользователи вбивают в Google. Размер круга говорит о популярности запроса.
Вывод
В одной индийской пословице говорится: «Расскажи мне факт ― и я запомню, сообщи истину ― и я поверю, расскажи историю ― и она будет вечно жить в моем сердце». Даже скучные статистические данные могут быть увлекательными, если вложить в них немного эмоций. Это и помогает делать дата-сторителлинг. Подкрепляйте данные захватывающими историями, и информация будет восприниматься уже совсем по-другому.