Создание спроса — один из крупнейших вызовов для современных брендов. Вот почему о развитии направления все чаще говорят и B2B, и B2C компании. В этой статье поговорим о спросе подробнее.
В вопросе создания спроса важно действовать, ориентируясь на интересы аудитории. Не пытаться обмануть и продать ненужное. Создание спроса — это умение грамотно продемонстрировать преимущества предложения тем пользователям, которым оно действительно будет полезно.
У генерации спроса много общего с лидогенерацией, но на первую стратегию требуется больше времени. Необходимо создать множество контактов с потенциальными клиентами, подготовить не одну кампанию. В основном такая активность направлена на повышение узнаваемости, запуск обсуждения вокруг бренда, пробуждение интереса к продукту или услуге. Маркетологи должны найти представителей целевой аудитории и подготовить их к покупке, повысить качество лидов. Это сложнее, чем просто собрать заявки.
В результате можно улучшить коммуникацию и повысить показатель конверсии. Пользователи начнут понимать, зачем им ваше предложение еще до первого обращения.
Особенно создание спроса полезно сложным и новым продуктам, когда потребность предстоит сформулировать. Например, SaaS и Fintech сервисам.
Лучшие стратегии создания спроса
При генерации спроса важно работать не только с верхними секторами воронки продаж. Расскажем о подходах, которые помогут готовить потенциальных клиентов к покупке на всех этапах общения с брендом.
1. Повышение узнаваемости
Создание и продвижение контента — важная часть стратегии генерации спроса. Ведь это самый простой способ привлечь посетителей на сайт и заинтересовать их в продукте.
Фокусируйтесь на укреплении доверия и развитии статуса эксперта в индустрии. Для этого нужно решать проблемы, с которыми уже сталкиваются пользователи и о которых еще не догадываются.
Как понять, о чем рассказывать? Изучите целевую аудиторию и составьте портреты потенциальных клиентов. Для этого ответьте на вопросы:
- Кто ваши идеальные клиенты?
- Как они принимают решение о покупке?
- Какие у них боли?
- Какие вопросы у них обычно возникают на разных этапах пути?
Собрать информацию помогут интервью и опросы, анализ обращений, комментариев, отраслевых исследований.
Когда вы лучше поймете, чего хотят пользователи из разных групп, можно приступать к продвижению бренда. Вот какие инструменты для этого подходят:
- Блог. Регулярно публикуйте на своем сайте полезные статьи. Рассказывайте о продукте и о том, как он может решить проблемы. Обучайте. Делитесь новостями.
- Информационный хаб. Соберите в одном разделе ответы на часто задаваемые вопросы.
- Гостевые статьи. Размещайте экспертные статьи на внешних площадках.
- Пиар. Рассказывайте об инфоповодах СМИ, проводите исследования и организуйте мероприятия. Давайте экспертные комментарии журналистам.
- Бесплатные инструменты. Калькуляторы, генераторы, конвертеры, простые сервисы аналитики помогают привлечь внимание к продукту и приблизить пользователей к решению проблемы.
- Вебинары. С помощью этого формата удобно вовлекать пользователей и знакомить их с брендом. Не менее эффективно он работает и для прогрева лидов.
Расширять охват и повышать узнаваемость бренда важно для создания спроса. Ведь если о вашем предложении не узнают, его не будут рассматривать как вариант. Идем дальше.
2. Конверсия
Теперь ваша задача — рассказать о компании тем, кто уже ищет решение проблемы. Мотивировать их на действие.
Совместно со специалистами по продажам разработайте систему оценки лидов. Вы должны понимать, как выстраивать коммуникацию с потенциальными клиентами, которые в разной степени готовы к покупке. Персонализированный подход поможет закрывать больше сделок.
Начните с характеристики самых успешных лидов:
- Где они работают?
- Какая у них должность?
- Каким контентом они интересуются?
- Как они о вас узнали?
Изучите данные из CRM и определите, какие факторы чаще остальных влияют на готовность к покупке. Приведите их к балльной системе и в дальнейшем оценивайте каждый лид. Это важный этап построения успешной стратегии создания спроса.
Конвертировать заинтересованных в решении пользователей помогут следующие инструменты:
- Скачиваемый контент. Готовьте отчеты, чек-листы, электронные книги и прочие ресурсы, которые можно получить в обмен на контактные данные.
- SEO. Оптимизированные материалы приведут на сайт пользователей, которые уже заинтересованы в решении проблемы. Подумайте, какая информация им нужна на разных этапах воронки продаж.
- Реклама на поиске. За быстрое попадание в топ выдачи по тематическим запросам можно заплатить.
- Рассылки. Напоминайте о себе с помощью полезного контента. Так вы подготовите потенциальных клиентов, которым нужно больше времени на принятие решения.
- Ремаркетинг. Предлагайте уникальные условия тем пользователям, которые уже взаимодействовали с брендом.
- Сообщество. Развивайте соцсети и поддерживайте общение с подписчиками. По статистике, 90% пользователей купят у бренда, за которым следят в соцсетях. 86% предпочтут его конкурентам.
- Чат-боты. С помощью автоматических рассылок удобно проводить пользователя по этапам пути к покупке. В отличие от традиционных лендингов, они лучше вовлекают аудиторию. Могут отвечать на вопросы, собирать информацию и автоматически оценивать лиды.
3. Согласование маркетинга и продаж
Специалистам по продажам будет проще закрывать сделки, если отдел маркетинга предоставит им необходимую информацию и контент. Например, прайсы, кейсы, презентации.
Сегодня маркетингу и продажам необходимо работать вместе: только так получится предложить пользователям идеальный согласованный опыт.
Для поддержки продаж полезно готовить следующие материалы:
- Гайды по продукту. Уделяя все внимание ведению блога и соцсетей, запуску рекламы, легко забыть о контенте для нижних секторов воронки. Пользователям нужны руководства, обзоры функций и прочие материалы о продукте или услуге.
- Скрипты и внутренние гайды. Отдел маркетинга хорошо знает путь клиента и особенности ЦА. На основе этих данных можно составить рекомендации для специалистов по продажам.
- Кейсы. Клиентам полезно показывать, что их проблема не так уникальна, как кажется. И заодно зарекомендовать бренд как эксперта в ее решении. В этом помогут кейсы.
- Отзывы. Этот формат контента избавляет потенциальных покупателей от последних сомнений. Вы можете запросить их самостоятельно и представить в необычном формате. Главное, чтобы у пользователей сохранилось доверие.
Как измерить эффективность создания спроса
При оценке успешности создания спроса лучше ориентироваться на качество лидов и вклад активностей в доход компании. Вот несколько метрик для примера:
- Число обращений. Фиксируйте не только охваты, но и количество пользователей, которые назначили встречу с менеджером, оставили заявку или запросили демо.
- Средняя стоимость заказа. Сколько денег компании приносит один клиент. Чтобы рассчитать показатель, разделите общий доход на количество закрытых сделок за определенный период. Метрика подскажет, окупятся ли кампании для генерации спроса и каких клиентов выгоднее привлекать.
- Стоимость пайплайна продаж. Отслеживать успешность работы отдела продаж можно, добавив к каждому лиду примерную стоимость сделки. Дополнительно полезно оценить вклад маркетинга в каждую потенциальную продажу (в процентах).
- Стоимость привлечения клиента. Убедитесь, что кампании по созданию спроса окупаются. Рассчитайте CAC для клиентов, привлеченных через этот канал. Для этого разделите стоимость кампании на число покупателей.
- Стоимость лида. Эта метрика похожа на предыдущую, но показывает расходы на получение заявки. Для ее расчета разделите стоимость кампании на число лидов.
- Пожизненная ценность клиента. Сколько клиент потратит за время взаимодействия с брендом? Ответит на этот вопрос метрика CLV — средний чек, умноженный на среднюю частоту заказов. Если показатель оставляет желать лучшего, поработайте над созданием спроса после первой покупки.
- Средняя длина цикла продаж. Другими словами, сколько времени обычно уходит на закрытие сделки. Показатель будет меняться для разных каналов, что поможет определить самые эффективные.
Тренды создания спроса
В 2022 году 69% маркетологов увеличили бюджет на создание спроса от 1% до 20%. Чаще всего они делают ставку на контент-маркетинг (58%), ABM (47%) и поддержку продаж (46%).
45% респондентов отмечают, что вебинары показали себя как лучший формат контента для повышения качества лидов в верхних секторах воронки продаж. Кейсы (33%) и опять же вебинары (36%) эффективно работают на средних и нижних секторах воронки продаж.
Чаще всего маркетологи создают контент для верхних этапов воронки продаж. С 2020 года показатель вырос на 2% и составил 56%. На втором месте материалы для средних секторов, однако их востребованность падает с 30% в 2020 году до 24% в 2022 году. При этом контента для нижних секторов стали создавать больше: показатель вырос в два раза с 4% в 2020 году до 8% в 2022 году.
Для 42% маркетологов ведущей задачей в 2023 году остается согласование отделов маркетинга и продаж. Для развития этого направления чаще используют отслеживание взаимодействий с лидами (61%), применение тактик ABM (52%) и использование данных о намерениях (47%).
49% специалистов активно отслеживают эффективность кампаний по созданию спроса.
Что интересно, B2B покупатели проходят 70% пути к покупке еще до первого контакта со специалистом по продажам. В этом отчасти помогает контент от бренда. Однако здесь есть интересная тенденция: большое количество обучающих и продуктовых материалов может усложнить процесс принятия решения на 18%. Вывод: в 2023 году будет важно не количество, а качество контента, его привязка к разным этапам воронки продаж и уровень доверия к источнику.
Кратко
В создании спроса брендам помогает повышение узнаваемости, подготовка лидов к продаже и согласование работы отделов маркетинга и продаж. В числе популярных стратегий для достижения этих целей:
- контент-маркетинг;
- пиар;
- SEO;
- реклама;
- рассылки;
- развитие сообщества;
- работа с отзывами;
- обмен данными и автоматизация.
В 2024-25 году критически важным будет не число контактов с потенциальным клиентом, а их качество и своевременность. Слишком много контента сбивает с толку и усложняет путь к покупке.