Что такое бриф и как его правильно подготовить: инструкция, примеры, готовый шаблон

Анастасия БобылеваHead of localization department
Анастасия БобылеваHead of localization department

Знает, как составить бриф для проекта любой сложности

Есть такая детская игра — «испорченный телефон», очень живая и веселая. Но иногда в нее превращается решение серьезного бизнес-вопроса, и тогда становится совсем не до смеха. Почему так происходит? Потому что участники совместной работы не сформировали единое представление о задаче, каждый понял ее по-своему. Исправить ситуацию и быстро прийти к общему видению поможет бриф. В статье разберем, что такое бриф, покажем его удачную структуру и поделимся универсальным шаблоном, который вы сможете быстро адаптировать под свои потребности.

Что такое бриф и для чего он нужен

Бриф — это документ с ключевой информацией о проекте или задаче. Заказчик и клиент формируют его перед началом совместной работы, чтобы четко определить запрос, этапы, цели и ожидаемый результат.

что такое бриф
Наглядно о том, как бывает без брифа

Чем вам поможет бриф

Правильная постановка цели в начале проекта снимает многие вопросы еще до их появления: 

  • Помогает заказчику и исполнителю понять ожидания друг от друга, проверить, находятся ли они на одной волне.
  • Экономит время — чем больше деталей обсудили на старте, тем меньше правок и согласований понадобится в процессе.
  • Повышает гарантию успешного результата и защищает от «я не это имел в виду» — лучше сразу всё зафиксировать на бумаге.
  • Позволяет быстро войти в контекст задачи, особенно в больших и длительных проектах, где участники, договоренности и потребности меняются.
  • Дает возможность оценить потенциал исполнителей — когда объем работы, сроки, стоимость и другие нюансы собраны списком, легче заметить слабые места. 
  • Повышает чувство контроля над процессом — если этапы прозрачны и оговорены заранее, и клиенту, и исполнителю намного комфортнее работать.
  • Определяет зоны ответственности — все участники видят свои задачи и роли.

Иногда в сети вы можете встретить заявление, что исполнителю достаточно просто отправить клиенту анкету, чтобы тот вписал все, что ему нужно. Не делайте так! Это плохая идея. Скорее всего, таким образом не получится качественно собрать информацию. Кто-то сошлется на отсутствие времени, кто-то на непонятные слова в тексте, а кому-то просто не хочется писать. 

Бриф полезен как заказчику, так и исполнителю, поэтому заполнять его важно вместе.

Лучше созвониться по видеосвязи или встретиться, обсудить детали и существенные моменты. Так больше шансов понять друг друга и почувствовать, что вы работаете над общим делом. Или наоборот прийти к выводу, что вы точно не сработаетесь — бывает и так, и лучше выяснить это как можно раньше.

Чем бриф отличается от ТЗ

Бриф и техническое задание (ТЗ) часто путают, но у них разное назначение и содержание. Если коротко:

  • Бриф — это вся информация, которая нужна для правильной реализации проекта или выполнения задачи, это контекст, в котором работает исполнитель. Например, для копирайтера, ведущего SEO-блог, бриф будет включать в себя такие вещи, как аудитория статьи, пожелания клиента по стилистике, способ монетизации этого блога. 
  • ТЗ — это набор существенных требований к выполнению задачи. Например, для написания SEO-статьи это может быть тема, объем текста, сервис проверки уникальности, список ключевых слов для продвижения

Для наглядности мы свели в таблицу, чем отличается бриф от ТЗ: 

БРИФТЗ
Может быть в виде анкеты либо текста в свободной форме Обычно оформляется по принятым в нише стандартам, может быть приложением к договору или частью проектной документации
Краткий и обобщенный Подробное и детализированное
Описывает цели и задачиДетально поясняет, как эти задачи выполнить, содержит технические требования
Исполнитель собирает данные о проекте либо задаче с клиентаЧаще всего клиент самостоятельно готовит ТЗ для исполнителя 
Основной фокус — стратегияОсновной фокус — реализация

В зависимости от масштаба и сложности проекта можно использовать оба документа либо обойтись одним. Когда нужен и бриф, и ТЗ, то обычно сначала удобнее описать результат в брифе, а потом перейти к составлению технического задания. Бывает, что бриф только один — например, в начале сотрудничества, а ТЗ много — под каждый этап или конкретный вид работ.

Виды брифов

Чтобы понять, как составить бриф, важно определить специфику проекта. В зависимости от сферы деятельности и задач, наполнение может включать особые пункты. Ниже рассматриваем несколько наиболее популярных вариантов, но четкого деления по видам, как и единой формы для составления брифа, не существует. Эффективнее всего каждый раз создавать индивидуальный перечень пунктов под конкретную задачу. 

как составить бриф
Первая заповедь специалистов 😀 

Маркетинговый бриф

Примерно то же, что медиа- или рекламный бриф. Используется для разработки и запуска промо-кампаний, проведения исследований, составления стратегии развития. Описывает цели маркетинга, портрет целевой аудитории, задачи для конкурентного анализа, каналы продвижения.

Бриф для создания контента

Можно выделить отдельный вид — бриф для копирайтера или журналиста. Помогает при написании текстов: статей, лендингов, коммерческих предложений, презентаций, постов для соцсетей. Включает: цель текста, стиль, тональность, формат и объём, пожелания по иллюстрациям, референсы.

Бриф на разработку

Нужен для создания сайтов, приложений, программ. Включает функциональные требования, описание интерфейса, способы интеграции с другими сервисами, технические ограничения (например, максимальную нагрузку на сервер).

Бриф на проведение мероприятий

Применяется в ивент-индустрии. Включает формат события (онлайн, офлайн, гибрид), количество участников, тематику, технические и логистические особенности.

Креативный бриф

Используется в брендинге, дизайне, при создании иллюстраций — там, где образ конечного продукта заранее определить сложно, поэтому важно максимально подробно передать ощущения. Включает референсы и антипримеры, описывает эмоции и ассоциации, которые должен вызывать продукт, ограничения (например, запрет на использование определенных цветов), ключевой месседж.

как выглядит бриф
Как выглядит бриф на создание торта: коротко и с вниманием к деталям

Другие типы брифов

Есть и другие виды брифов — столько же, сколько и сфер их применения. Например, PR-бриф помогает структурировать задачи по связям с общественностью, бренд-бриф формулирует суть и ценности бренда, а HR-бриф детализирует процесс подбора персонала. Также есть брифы для фотосъёмки, видеопроизводства, UX-исследований и прочих узкоспециализированных задач. 

Запомните главное: любой образец — это не более, чем основа, хороший бриф всегда нужно адаптировать под цели и особенности конкретного проекта.

Как подготовить хороший бриф

Задачи в каждом проекте разные, но некоторые важные моменты встречаются почти везде. Давайте разберемся, как сделать бриф самостоятельно, ничего слишком сложного в этом нет.

Структура брифа

Можно писать текст в свободной форме, определяя степень детализации по вашему усмотрению, но удобно выделить в нем четкие разделы: цели, аудитория, сроки, бюджет, глобальные технические требования, которые распространяются на весь проект или на серию задач — так вы будете уверены, что не упустили важные моменты.

Вот вам небольшой чек-лист для проверки. 

  • Общие сведения: название компании, описание продукта, контакты заказчика. Этого раздела может не быть, если вы вносите сведения в систему CRM или другие внутренние документы.
  • Цель — чего хотим достичь.
  • Этапы работы.
  • Целевая аудитория: возраст, интересы, потребительские привычки.
  • Референсы: примеры или антипримеры, информация о конкурентах — на кого ориентируемся, от кого отстраиваемся.
  • Технические требования на всю серию задач.
  • Сроки, в том числе промежуточные. 
  • Бюджет или желаемая вилка стоимости. Часто это выносят отдельно, в коммерческое предложение. 

В бриф можно добавлять любую полезную информацию: в какое время лучше планировать созвон, какие слова нежелательно использовать в работе, каких специалистов потребуется привлечь дополнительно и прочее. Если вы составляете бриф в диалоге, рекомендуем вести запись разговора — так у вас будет возможность спокойно и внимательно прослушать ее еще раз и добавить в документ то, что могло ускользнуть. 

А всем, кто работает с контентом, особенно с SEO-продвижением, подойдет готовый шаблон, который мы сделали для вас.

Скачать шаблон брифа от Контентим

Где и как оформлять

Лучше всего составлять бриф в привычном вам пространстве, чтобы не путаться в инструментах и сервисах. Удобный функционал есть не только у Notion, но и у других платформ, ими можно пользоваться при подготовке брифов и при последующей работе над проектом. 

А если вы не любите таск-трекеры и технологичные сервисы, то подойдут Гугл формы, Яндекс.Формы или простой Word. В данном случае содержание важнее формы, даже если вы напишете согласованный исполнителем и заказчиком бриф карандашом на обрезке обоев, это все равно будет более успешным решением, чем вспоминать, кто и что говорил. 

Три частые ошибки при составлении брифа

Как вы уже поняли, главная ошибка — это вообще не фиксировать достигнутые договоренности. Надеемся, что ее вы не совершаете, поэтому перейдем сразу к промахам при составлении брифа, ведь они способны повлиять на весь ход проекта. Вот самые типичные просчеты, которые иногда допускают даже опытные специалисты:

  1. Закрытые вопросы. Вместо «Важен ли вам красивый внешний вид?» лучше спросить: «Каким вы представляете себе конечный продукт?».
  2. Чрезмерная детализация. Не нужно писать простыню на 10 страниц, если все основное уже сказано, слишком большой текст может отпугнуть и запутать клиента.
  3. Общие формулировки. «Нужно что-то интересное» — это неудачный вариант, важно конкретизировать, подобрать референсы или антипримеры.

А как быть, когда заказчик сам не знает, какой результат хочет получить? Такая ситуация встречается часто, особенно в креативных сферах. Чтобы заказ не свелся к абсурдному «делайте хорошо, а плохо не делайте», можно предложить провести предварительное исследование — например, изучить целевую аудиторию, провести анализ рынка и конкурентов. Это поможет более четко сформулировать запросы и наметить дальнейшее взаимодействие. 

Главное

Бриф составляется перед началом совместной работы для определения ее целей, этапов и конечного результата. Хороший бриф:

  • описывает конечную точку, в которую вы должны прийти; 
  • разработан для конкретного проекта;
  • заполняется в диалоге заказчика с клиентом;
  • написан кратко и по делу, без воды и красивых речевых оборотов.

Теперь, когда мы детально разобрали, что такое бриф и как он устроен, важно запомнить: никакой инструмент не станет единственным универсальным решением — волшебной таблеткой «для всего». Бриф сделает договоренности прозрачными, повысит шанс на комфортное и плодотворное сотрудничество, но не заменит другие составляющие: изучение рынка, знание ЦА и современных трендов, hard-скилы и soft-скилы.

Мы в Контентим это точно знаем и всегда стараемся следовать собственным рекомендациям.

Хотите обсудить ваш проект или задачу?

Заходите и убедитесь! Бриф тоже составим, вместе. 

Оцените статью
Контентим
Добавить комментарий