Как зарабатывать на контенте, когда в интернете море бесплатной информации? Можно взять пример с компаний, у которых это получается. Контентим раскрывает секреты международных контент-гигантов.
Монетизация контента — долгий, но очень эффективный процесс. С развитием digital-инструментов появляется всё больше новых способов зарабатывать на материалах. Разбираемся в лучших практиках, которые помогают зарабатывать на контенте.
Просто бесплатно
«Просто бесплатно» — это рабочая бизнес-модель, хотя и не слишком устойчивая (если только вам не повезет и вас не выкупит один из крупных игроков на рынке). Многие стартапы ничего не просят у своих пользователей взамен и поначалу рассчитывают на сарафанное радио (вспомните Twitter в первые годы его существования). В скобках отметим, что в долгосрочной перспективе — за редким исключением — это не слишком жизнеспособная стратегия. На первых этапах она поможет набрать обороты, но не более того. Помните, что большинство компаний не придерживаются одной бизнес-модели в течение всего срока службы продукта или услуги.
Безвозмездное предложение контента также может быть способом стимулирования продаж в другом канале. Например, программное обеспечение бесплатное, но компания зарабатывает на услугах и/или сопутствующих продуктах.
Подписки
Модель подписки характерна для всех типов цифрового контента — программного обеспечения, игр, журналов, телекоммуникационных услуг, видео- и музыкального контента (Netflix, Hulu, Spotify). В последние годы подписки приобрели популярность и за пределами цифрового контента. Все больше различных отраслей, которые используют электронную коммерцию, работают по подписке — сервисы доставки продуктов, подбор одежды стилистами, клининг и другие.
Во многих видах контента используются пэйволлы. Они могут появляться сразу после окончания бесплатной пробной версии или быть дозированными, то есть пейволл активируется после определенного количества просмотров или времени на сайте/в приложении. 78 % новостных онлайн-порталов используют дозированные пэйволлы, что позволяет им получать больший доход от рекламы — чего не даст полное ограничение доступа.
Продавать контент по подписке становится все сложнее, и издатели должны понять, как смягчить влияние приложений — агрегаторов новостей (таких, как Google News) и репостов через социальные сети.
Агрегаторы также набирают популярность и потенциально привлекают новых клиентов, но в то же время они ставят под угрозу выгоду подписки на отдельные издания. Например, New York Times предоставляет посетителям полный доступ к статьям через Apple News, но в остальном для потребления контента требуется прямая подписка на издание.
У современных пользователей формируется привычка читать краткое изложение новостей в Twitter вместо полных статей. Такие предложения, как Skimm, набрали популярность в последние годы, потому что они упрощают потребление новостного контента для тех поколений, которые не хотят читать газету целиком или прокручивать бесконечные статьи.
Микротранзакции
Микротранзакции — это фрагментарный доступ к материалам либо схема с оплатой за игру (потоковый контент, ограниченный по времени или объему доступа). Также есть опция с оплатой за владение (скачивание трека, фильма, статьи, изображения и т. д.). Эта модель появилась еще до широкого распространения интернета — вспомните фильмы с оплатой за просмотр, спортивные и аркадные игры.
В период своего расцвета до появления таких потоковых музыкальных сервисов, как Spotify, iTunes был ярким примером модели микротранзакций. Издательство O’Reilly уже много лет продает книги по главам.
Остается открытым вопрос, будет ли эта модель работать для новостей и журнальных статей, которые, как правило, читаются один раз, в то время как скачивание музыки и видео происходит в разы чаще.
Freemium
Отличительная черта Freemium — предложение премиум-версии. Существует несколько вариаций этой модели:
- Бесплатная и платная версии (например, поверхностное использование и полное использование, личное использование против бизнес-использования, с поддержкой рекламы против без рекламы, базовые функции vs. расширенные и т. д.).
- Бесплатная с транзакциями внутри продукта (например, виртуальные товары и внутриигровая валюта, на которую приходится 72 % дохода Apple App Store).
- Бесплатная и премиум-версия с микротранзакциями (покупка доступа к играм без рекламы или покупка доступа к новым уровням и товарам в игре).
Freemium с поддержкой рекламы
Бесплатные продукты с поддержкой рекламы распространены во всех цифровых вертикалях от газет и журналов до игр и программного обеспечения, музыкальных сервисов и социальных сетей. Доходы при монетизации контента поступают от телевизионных сетей, желающих продвигать свои шоу, и брендов, размещающих рекламу.
В долгосрочной перспективе провайдеры могут стать платформой подобной AdWords, где шоу привлекают и вовлекают зрителей. Жизнеспособность этого зависит от опыта, а также от того, будут ли потребители готовы принять такой подход.
Freemium-оборудование
Электронные книги Kindle, включающие в себя рекламу и спонсорские заставки, предлагаются по сниженной цене. Такая модель может прижиться и у производителей других устройств.
Партнерская программа
Shazam — популярное приложение для распознавания музыки. Система ищет песню в базе данных и выдает ответ вместе с партнерскими ссылками для скачивания треков или покупки билетов на местные концерты.
Shazam начинал как полностью бесплатный сервис, а затем перешел на модель Freemium. Его бесплатная версия была ограничена 5 песнями в месяц, а неограниченный доступ предоставлялся за единовременную плату в 5 долларов.
В дальнейшем Shazam отказался от схемы Freemium в пользу бесплатного доступа, что потенциально может значительно увеличить его доходы. Предоставление всем желающим неограниченного количества шазамов расширяет возможности для получения партнерского дохода. Больше шазамов = шире воронка.
Эта бизнес-модель отлично подходит и для монетизации текстового контента. Упомяните в материале полезный инструмент или курс, добавьте партнерскую ссылку и получайте процент от покупок привлеченных вами клиентов.
Лицензирование
Такие сервисы, как Spotify, Pandora и Apple Music, лицензируют контент у звукозаписывающих лейблов и независимых артистов, а Hulu и Netflix — у Голливуда. Программные продукты и контент также лицензируют. Существует множество примеров лицензирования цифровых товаров.
Помимо контента, можно лицензировать свои запатентованные технологии. Компания Shazam может лицензировать технологию распознавания звука и продавать ее другим компаниям, чтобы расширить функциональность сервиса и получить новые источники доходов.
API как продукт
Многие авторы строят свои продукты на базе существующего и унаследованного контента, который можно переделать в новый опыт и лицензировать третьим лицам. Поскольку экономика API продолжает расти во всех отраслях, этот подход становится все более популярным в сфере распространения цифрового контента.
Данные как продукт
Музыкальный сервис Last.fm располагает огромным количеством данных о слушателях и может предложить рекламодателям возможности для запуска таргетированных кампаний. В качестве примера можно привести беговые кроссовки Deadmau5 от Puma. Бренд смог нацелиться на поклонников группы в социальной сети, используя технологические возможности Last.fm. Продажа данных — это возможность получить дополнительный доход для сервисов цифровых продуктов и услуг, которые собирают эти данные.
Производные продукты
Аналогичным образом фрагменты контента могут быть переработаны в новые или производные продукты, которые используются внутри компании либо лицензируются разработчиками. Два примера — Hark и Eyewitness.
Hark — это YouTube для аудиоклипов из популярных фильмов, телепередач и даже политических шоу. Он транслирует звуковые файлы, позволяет делиться ими в социальных сетях и встраивать их на сайты, а также предоставляет ссылки для аренды или покупки полного контента на Amazon.
В мобильном приложении Eyewitness от Guardian представлены эксклюзивные фотографии издания, адаптированные для iPad. Приложение работает по принципу Freemium, спонсором выступает Canon (вполне уместное партнерство). «Бесплатные» пользователи получают ежедневную фотографию, «платные» пользователи получают дополнительные 3 фотографии в день и спортивные фотографии за £1,49 в месяц.
Таким же образом из серии статей можно сделать платный курс, а из информационных роликов — обучающее приложение.
Итак, теперь у вас есть целых семь ответов на вопрос «Как зарабатывать на контенте?» Надеемся, вы сможете применить их в своем бизнесе!