
Знает, как оптимизировать контент под AI-алгоритмы
По данным Statcounter, в декабре 2024 года доля поиска Google на мировом рынке впервые за 9 лет снизилась до 89,73%. Причина — рост популярности искусственного интеллекта. Пользователи стали реже гуглить информацию, потому что есть ИИ-ассистенты и нейросети, которые дают точный ответ на любой запрос за считаные секунды.
Статистика обращений к AI-помощникам впечатляет. Так, к Gemini ежемесячно поступает 275 млн запросов, а к ChatGPT — 4,72 млрд. Для бизнеса это значит только одно — конкурентная борьба за место в топе выдачи поисковиков переходит на новый уровень. В статье расскажу об AEO — стратегии, которая поможет вам вывести контент в рекомендации ИИ.
Что такое AEO, и в чем его отличие от SEO
Для начала разграничим понятия.
SEO (Search Engine Optimization) — это комплекс мер, направленных на повышение видимости сайта в результатах Google, Яндекса, Bing и других поисковых системах. Основная задача SEO — улучшить ранжирование страниц по ключевым запросам, чтобы привлечь органический трафик.
AEO (Answer Engine Optimization) — это стратегия оптимизации контента под алгоритмы искусственного интеллекта. Она нацелена на то, чтобы нейросети и ИИ-ассистенты выбирали информацию с сайта в качестве лучшего ответа на запрос пользователя.
Основные отличия AEO от SEO
Критерий | SEO | AEO |
---|---|---|
Цель | Оптимизация для ранжирования в поисковых системах | Оптимизация для взаимодействия с AI-ассистентами |
Алгоритмы | Ориентированы на ключевые слова, ссылки, технические параметры сайта | Ориентированы на естественный язык (NLP — Natural Language Processing), контекст и семантику запросов |
Формат ответов | Поисковая выдача со ссылками на сайты | Краткие аналитические ответы, сгенерированные AI |
Контент | Длинные тексты, оптимизированные под ключевые слова | Лаконичный, структурированный контент, адаптированный под AI-алгоритмы |
Персонализация | Учитывает общие запросы пользователей | Учитывает индивидуальные предпочтения и контекст предыдущих взаимодействий |
Структура данных | Акцент на метатеги, заголовки, описания | Акцент на четкую структуру: списки, FAQ, маркированные блоки |
Платформы | Поисковые системы: Google, Яндекс, Bing | AI-ассистенты: ChatGPT, «Алиса», Bard, Perplexity и др. |
Давайте рассмотрим обе стратегии в действии. Начнем c SEO. Возьмем запрос «как найти пробелы в контенте». Если мы его просто загуглим, то в ответ получим список статей с сайтов, которые поисковик по ряду параметров посчитал релевантными:

Чтобы найти точный ответ на свой вопрос, нам нужно будет самостоятельно проанализировать поисковую выдачу: пройти по каждой ссылке и прочитать материалы. Это потребует немало времени.
А теперь посмотрим, как работает стратегия AEO. Сделаем такой же запрос в Яндексе, но не будем изучать контент на предложенных сайтах, а сразу перейдем во вкладку «Нейро». За пару секунд ИИ выдаст нам ответ со ссылками на авторитетные источники:

Протестируем другой вариант — обратимся к нейросети, например, к YandexGPT. Запрос тот же — «как найти пробелы в контенте». И в этом случае нам не придется «ходить по сайтам» — искусственный интеллект сам проанализирует информацию со всех ресурсов, оценит ее и выдаст лучший ответ:

Иными словами, глобальная разница между SEO и AEO в подходах к взаимодействию с контентом. Поисковые системы в ответ на запрос ранжируют сайты и предоставляют пользователю список ссылок для изучения, а ИИ самостоятельно анализирует информацию, причем по четкому алгоритму:
- Сначала он пытается понять суть запроса, учитывая контекст, возможные подтексты и предпочтения человека.
- Затем ищет информацию в своей базе знаний, обученной на огромных массивах данных, или, если он подключен к поиску, обращается к актуальной информации в реальном времени.
- После проведенного анализа ИИ компилирует наиболее полный, точный и удобный для пользователя ответ, плюс дает ссылки на источники.
Зачем бизнесу внедрять стратегию AEO
Причина №1. Рост популярности ИИ-ассистентов. За поиском ответов пользователи всё чаще обращаются не к поисковым системам, а к AI-платформам. Это удобно — искусственный интеллект дает готовые ответы, избавляя от необходимости переходить на сторонние ресурсы. Если бизнес не адаптируется под изменения, он рискует потерять видимость и аудиторию.
Причина №2. Увеличение доверия к ИИ-ответам. Пользователи редко перепроверяют информацию, которую они получили от AI-ассистентов и нейросетей. Как правило, данные выглядят настолько авторитетными и точными, что не вызывают вопросов. Задача бизнеса — стать источником таких ответов и благодаря этому повысить свою репутацию в онлайн-пространстве.
Причина №3. Борьба за внимание пользователей. В условиях растущей конкуренции важно быть там, где находится целевая аудитория. Компании, которые уже используют стратегию AEO, находятся на несколько шагов впереди, потому что привлекают к себе большее внимание.
Причина №4. Персонализация и учет контекста. Чтобы предоставить максимально подходящий ответ, ИИ анализирует не только запросы, но также контекст, предпочтения и профиль пользователя. AEO помогает бизнесу адаптировать свои данные под эти параметры и сделать их более ценными для аудитории.
Например, если пользователь спросит у ИИ-ассистента, какие кроссовки лучше для бега по асфальту, система учтет его местоположение, бюджет, предыдущие запросы и на основе этой информации выдаст персонализированный ответ. Бизнес, который использует AEO, может оказаться в числе рекомендаций и таким образом укрепить связь с целевой аудиторией.
Причина №5. Получение дополнительного трафика. ИИ-ассистенты формируют ответы, которые идеально соответствуют запросам пользователей. Благодаря стратегии AEO компании могут интегрироваться в этот процесс: привлечь заинтересованную аудиторию на свои платформы или предоставить решения непосредственно через ИИ-инструменты.
Как оптимизировать контент под систему поисковых ответов
Оптимизация веб-контента под AI-системы требует внимания к содержимому страниц, элементам навигации и репутации бизнеса. Разберемся, как реализовать стратегию на практике.
Шаг 1. Сделайте упор на авторитетность. Поверхностные «водянистые» тексты никогда не попадут в рекомендации искусственного интеллекта. ИИ распознает качество аргументов и глубину анализа, поэтому для создания контента важно привлекать экспертов в конкретных областях.
Будет плюсом, если в профиль автора вы добавите фотографию, сферу деятельности, краткое описание достижений и ссылки на профессиональные соцсети или сайты:

На авторитетность сайта также влияют упоминания бренда в крупных СМИ. Чем их больше, тем выше доверие искусственного интеллекта к информации, которую размещает компания на своих ресурсах. Займитесь внешним контент-маркетингом: откликайтесь на запросы журналистов и предлагайте гостевые материалы в редакции. Публиковать статьи можно как в русскоязычных медиа, так и на зарубежных блог-платформах.
Шаг 2. Адаптируйте контент под алгоритмы AI. Оптимизация механизма ответов требует создания простых и понятных текстов. ИИ-ассистенты лучше понимают логично организованный, лаконичный контент:
- ответы в виде списков, таблиц и формате FAQ;
- четкие заголовки с разделением по темам;
- точные, сжатые формулировки без «воды»;
- пошаговые инструкции;
- использование микроразметки.
Шаг 3. Ориентируйтесь на интересы целевой аудитории. AEO — стратегия с фокусом на потребности пользователей. Если ваш потенциальный клиент задает запрос «как собрать стеллаж», в рекомендации ИИ попадет пошаговый алгоритм решения проблемы, а не интервью эксперта о трендах в дизайне интерьера.
Шаг 4. Учитывайте контекст запросов и интенты — намерения пользователей. В AEO важно ориентироваться на более широкие идеи и смыслы, которые стоят за запросами, а не на точные ключевые слова, как в классическом SEO. Не стоит создавать текст только для того, чтобы вписать в него побольше частотных фраз. Переспам ИИ не пропустит. Ваш контент в первую очередь должен отвечать на вопросы целевой аудитории, решать ее проблемы и давать пользу.
Шаг 5. Делайте структурную разметку. Код помогает поисковым ботам понять, какая информация находится на сайте. Наиболее популярное решение — словарь семантической разметки данных Schema.org. Он позволяет подробно описать каждый элемент на сайте.

Шаг 6. Актуализируйте данные. Регулярно обновляйте контент — так искусственный интеллект поймет, что страницы содержат свежие данные. Особое внимание уделяйте датам, статистике и трендам. Сегодня в топе могут быть одни гаджеты, завтра — другие. Важно учитывать изменения.
Шаг 7. Внесите компанию в бизнес-каталоги. При сборе информации искусственный интеллект учитывает содержимое справочных систем. В рекомендации ИИ чаще попадает контент компаний, которые включены в отраслевые перечни и навигационные сервисы.
Как доработать статью, чтобы она попала в топ ответов ИИ:
- Проверьте, что сейчас выдают ИИ-ассистенты по вашему запросу. Посмотрите, какие источники они используют и какие форматы преобладают в выбранных статьях.
- Улучшите структуру контента. Используйте подзаголовки разных уровней, списки и таблицы. В конце статьи сделайте блок FAQ с ответами на популярные вопросы.
- Добавьте ссылки на исследования и аналитические отчеты с авторитетных ресурсов.
- Уделите внимание профилю автора. Он должен быть заполнен, потому что ИИ рекомендует пользователям только экспертный контент.
- Поработайте над повышением цитируемости статьи. Продвигайте контент в соцсетях, делайте перелинковку на материал в других публикациях.
- Раз в 2–3 месяца обновляйте статью. Добавляйте новые исследования. Корректируйте устаревшую информацию. Вносите новые примеры.
Как оценить эффективность стратегии AEO
Анализировать успешность AEO-оптимизации контента нужно по конкретным результатам — статистике с количественными показателями и фактам попадания в ответы. Ниже рассмотрим основные способы оценки эффективности стратегии.
Способ 1. Анализ видимости в ИИ-ассистентах
Метрика — частота упоминаний вашего бренда, продуктов или услуг в ответах ИИ-ассистентов.
Как измерить:
- Регулярно тестируйте запросы, связанные с вашей нишей, на различных ИИ-платформах.
- Используйте инструменты мониторинга, которые отслеживают, насколько часто ваш бренд или информация о вас появляется в ответах ИИ.
Если вы оптимизировали данные о своих продуктах, проверьте, как часто ИИ-ассистент рекомендует их по запросам, связанным с вашей отраслью.
Способ 2. Мониторинг качества ответов ИИ
Метрика — точность и полнота информации, которую искусственный интеллект предоставляет о вашем бренде.
Как измерить:
- Проверяйте, насколько корректно ИИ описывает ваши продукты, услуги и компанию.
- Убедитесь, что ИИ ссылается на ваши официальные источники — сайт, документы, базы знаний.
Если ИИ-ассистент упоминает ваш продукт, но с ошибками или в негативной тональности, это сигнал к доработке данных.
Способ 3. Анализ трафика из ИИ-источников
Метрика — количество переходов на ваш сайт или платформу из ответов ИИ-ассистентов.
Как измерить:
- Используйте аналитические инструменты для отслеживания источников трафика. Например, в Google Analytics есть значение «chatgpt.com».
- Настройте UTM-метки для ссылок, которые ИИ-ассистенты могут предоставлять пользователям.
Если ИИ рекомендует ваш сайт как источник информации, проверьте, увеличилось ли количество переходов по этой ссылке.
Способ 4. Оценка уровня вовлеченности пользователей
Метрика — время на сайте, глубина просмотра и конверсии пользователей, которые пришли через ИИ-ассистентов.
Как измерить:
- Анализируйте поведение пользователей, которые попали на ваш ресурс через ИИ-рекомендации.
- Сравнивайте их с другими источниками трафика.
Говорить об эффективности стратегии AEO можно в том случае, если пользователи, которые пришли к вам по наводке ИИ, проводят на сайте много времени и чаще других совершают целевые действия.
Способ 5. Отслеживайте упоминания в источниках ИИ
Метрика — количество и качество источников, которые AI использует для формирования ответов о вашем бренде.
Как измерить:
- Проверяйте, какие данные ИИ использует для ответов — ваш сайт, отзывы, сторонние ресурсы.
- Убедитесь, что ваши официальные источники доминируют в этих данных.
Если ИИ чаще ссылается на ваш сайт, чем на конкурентов, это показатель успешной оптимизации.
Способ 6. Собирайте обратную связь от пользователей
Метрика — отзывы и реакции пользователей на ответы ИИ, связанные с вашим брендом.
Как измерить:
- Мониторьте соцсети, форумы и отзывы, на которых пользователи обсуждают взаимодействие с ИИ-ассистентами.
- Проводите опросы, чтобы узнать, насколько полезной они находят информацию, которую выдает ИИ.
Если пользователи положительно отзываются о рекомендациях ИИ, связанных с вашим брендом, это говорит о высокой релевантности данных.
Главное
С ростом популярности ChatGPT, «Алисы», Gemini и других AI-ассистентов традиционные методы продвижения, включая SEO, уже не могут в полной мере отвечать запросам пользователей. Стратегия AEO позволяет бизнесу адаптироваться к изменениям и сделать информацию максимально удобной для обработки ИИ.
Если вы хотите быть на шаг впереди конкурентов, не откладывайте внедрение AEO. В статье я дал подробную инструкцию по оптимизации контента под поисковые запросы и 6 способов, которые помогут вам оценить эффективность проделанной работы.