Загадка: с чего начинается личный бренд?
Подсказка: слово из 12 букв. Пока вы думаете…хотя нет! Предлагаем не думать, а погрузиться в статью и узнать ответ между строк.
«Личный бренд — не хобби или развлечение, а инструмент для развития организации. Сейчас расширение бизнеса и наше личностное развитие идут бок о бок. Так было не всегда, но мы поняли эту необходимость. Почему это важно, рассказываем ниже» — Шухрат и Сергей, основатели digital-агентства Hope Group.
Личный бренд, self-маркетинг, я–бренд — названия одного формата продвижения. Это уникальный образ и имидж личности, который ассоциируется с определенными ценностями, навыками и опытом. Впоследствии этот образ будет ассоциироваться и с компанией.
Стоит ли вообще выделять ресурсы на продвижение «я–бренда»? Как его развитие может повлиять на продажи, репутацию и узнаваемость марки. По каким параметрам оценивать успешность данного формата продвижения? Разбираемся по порядку.
Как self-маркетинг помогает бизнесу?
- Больше зарабатывать: за счет повышения стоимости товаров/услуг, либо реализуемого объема. Сильный личный бренд не только «приводит» новых клиентов, но и привлекает новые возможности для бизнеса: партнерства, инвестиции, приглашения на мероприятия и т.д.
- Выделяться среди конкурентов.
Личный бренд позволяет подчеркнуть свою уникальность и экспертность в определенной области, сепарироваться от конкурентов. Транслировать преимущества и особенности вашего товара. Личный бренд помогает установить доверие с клиентами и партнерами.
Если угодно — это дополнительный канал продвижения вашего предложения.
Среди сотни аналогичных предложений люди скорее выберут то, чьим представителем является человек.
У Шухрата и Сергея получилось сформировать доверительный имидж. Открытость в бизнесе и жизни помогают транслировать ценности, что привлекает и удерживает клиентов.
Сильный личный бренд способствует формированию лояльного сообщества вокруг вашего бизнеса, что дает толчок к росту и развитию. Через него вы можете контролировать имидж и репутацию, что важно для долгосрочного успеха бизнеса.
А надо ли оно вообще?
Прежде чем приступить к развитию личного бренда, следует понимать корректность выбора этого инструмента продвижения. Лучше заранее проанализировать несколько параметров.
- Свою нишу и компетенции
Ответить на несколько вопросов: какие цели бизнеса будет закрывать личный бренд? Точно ли это один из наиболее эффективных инструментов для развития в нише? Я достаточно квалифицирован и опытен, чтобы транслировать свою экспертность, аргументированно отвечать оппонентам, доказывать и отстаивать свою точку зрения?
Например, нашему агентству личный бренд помогает не только привлекать большее количество клиентов, но и удерживать сотрудничество с ними длительное время.
Например, основатели Hope Group Шухрат и Сергей активно ведут свои соцсети, делятся мнением в области маркетинга. Транслируют экспертность, раскрывая нюансы работы с разными нишами.
- Оценить свои возможности: финансовые, временные и моральные
Нужно понимать, что в каждом случае эти затраты будут индивидуальные. Зависит от уровня развития эксперта и бизнеса, исходные данные, вид ниши и текущую ситуацию в ней, какие метрики принимаются за основные показатели эффективности.
На что понадобятся финансовые затраты?
Буквально все, и к этому надо быть готовым. Разработка стратегии продвижения, регистрация торговой марки, визуальная концепция личного бренда, ведение и упаковка соцсетей, фотосессии, стиль и гардероб, поддержание имиджа, обучение эксперта, оплата работы штатных и внешних специалистов, реклама, взносы за участие в мероприятиях, авиабилеты в конце концов и т.д.
Временные возможности
Работа с личным брендом не подразумевает быстрых результатов. Нужно быть готовым с «выхлопу» через несколько месяцев после внедрения стратегии. Стоит обдумать, сможете ли вы уделять достаточно внимания поддержке личного бренда или вам интереснее участвовать в бизнес процессах. Есть ли у вас время на беспрерывное обучение и самосовершенствование. Создание контента для соцсетей, ежедневное присутствие в медиа среде, общение с аудиторией, ведение прямых эфиров, проведение офлайн встреч и мероприятий — это все требует большого количества времени.
Моральные затраты
Очень важно учитывать, так как основа личного бренда — человек. Спросите себя, соответствует ли медийный образ жизни вашим ценностям и взглядам.
По силам ли вам:
- работа с негативом,
- стопроцентная вовлеченность в ежедневный процесс продвижения и формирования образа,
- публичное транслирование своих идей и убеждений,
- ненормированный график отдыха, который зачастую диктуют обстоятельства, а не ваши личные желания — спутники «я–бренда».
Поделимся примером, с которым столкнулся один из наших основателей в начале пути Hope Group.
Однажды клиент высказал личный негатив: его не устроил формат ведения рекламной кампании (РК), он обвинил нас в недостаточно хорошей организации процесса и неудовлетворительном качестве предоставления услуг. Клиент сказал, что ему не хватало информации о процессе ведения РК и нерегулярной отчетности. Должны отметить, что отчетность была регулярной, но недостаточной для конкретно этого клиента. Плюс в том, что критика была высказана лично, а не в соцсетях.
Публичный негатив воспринимается больнее
Хотя приватность недовольства не делала ситуацию морально легче. Прибавим сюда малый опыт на старте бизнеса. На выходе получаем кучу сомнений в своих действиях и компетенции. Шухрат и Сергей вместе обсудили ситуацию. В итоге, приняли решение увеличить количество отчетов по РК до двух раз в неделю и выработали более персонализированный подход в работе с клиентами.
До сих пор придерживаемся этой рабочей схемы! Если посмотреть на жалобу как подарок, то это может принести пользу: найденное решение помогает не только морально обнулить негатив, но и улучшить бизнес.
Приступаем к формированию и развитию личного бренда. Но только, если положительно оценили критерии выше.
Мы не будем подробно останавливаться на методологии развития и продвижения. В общем доступе много материалов по этой теме. Выделим основные этапы.
Первый — встреча с самим собой. Самый важный момент. Нужно определить свою аутентичность. Она должна пронизывать ваши ценности, убеждения и взгляды.
Второй — определить ЦА и чем она живет.
Третий — найти точки соприкосновения специфики вашей и ЦА.
Четвертый — определить позиционирование, сформировать свой образ и план продвижения.
Пятый — действовать. Воплощать в жизнь план и корректировать его в процессе реализации.
Как бизнесу понять, что личный бренд работает?
Сделать замеры показателей до и во время развития «я–бренда». Набор и виды показателей выбирают в зависимости от целей стратегии.
Выделим основные маркеры:
- Уровень продаж, дохода, прибыли в бизнесе. Это относительный показатель, так как нужно учитывать специфику продукта, внедрение других изменений в процесс продажи и продвижения, сезонность, состояние ниши, наличие внешних факторов и т.д. Если единственным явным изменением было внедрение личного бренда, то показатель может отражать реальное влияние продвижения.
- Общий охват аудитории, в том числе в разрезе каналов продвижения (соцсети, СМИ, интернет).
- Количество подписчиков в социальных сетях.
- Уровень активности в соцсетях (комментарии к постам, репосты и упоминания).
- Упоминания в СМИ и других публикациях.
- Количество посетителей на веб-сайте или в блоге;
- Количество запросов от внешних источников. Например, журналистов, блогеров смежных тематик (например, для интервью), организаторов мероприятий.
- Количество запросов на сотрудничество и работу.
- Количество личных наград.
- Изучение бенчмарков. Инструмент для сравнения с конкурентами. Например, нужно узнать насколько эффективно ваше присутствие в соцсети. Берете несколько конкурентов и подсчитываете количество упоминаний о них за определенный промежуток времени. Среднее число — ориентир для вас. По такому же принципу можно сравнить и другие параметры, например, количество реакций к публикациям.
- MFI (Media Favorability Index) показывает уровень вашей репутации. Индекс рассчитывается как отношение положительных публикаций (постов) о бренде к отрицательным. Если индекс больше 1, то вы молодцы. Если меньше, то стоит проанализировать стратегию или канал продвижения и скорректировать.
Главное помнить: личный бренд работает, если работает личность. Только разносторонние люди могут формировать сильный личный бренд.
Шухрат и Сергей развивают свое присутствие в соцсетях и маркетинговых платформах, делятся опытом и знаниями в онлайн-продвижении. Например, Шухрат у себя в нельзяграме разбирает интересные мировые кейсы продвижения и развития брендов: раскрывает фишки и тренды. А еще транслирует свое увлечение спортом. Несмотря на ведение агентства, всегда проявляет упорство и находит время на свое увлечение. Если заглянете в телеграм-канал Сергея, то обнаружите ярую увлеченность человека всем и вся не только вокруг маркетинга, но и бизнесовой жизни в целом. Про мягкие навыки, эффект Даннинга-Крюгера, эмпатию в продажах, пикники формата business&chill и многое другое.
Признавайтесь, уже пошли просматривать странички Сергея и Шухрата?
А пока вы еще тут, поделитесь мнением: self-маркетинг отходит на второй план и формат комьюнити захватывает бизнес продвижение? Или всему отведена своя роль?
Ответ на загадку: экспертность.
Статью подготовили основатели рекламного агентства HOPE GROUP Шухрат Мамасыдыков и Сергей Игнатьев