
Освоила профессию с нуля и не останавливается на достигнутом
Многие работодатели сегодня ищут «универсальных солдат». Например, копирайтеров, которые должны составлять контент-план и отслеживать его эффективность, или SMM-менеджеров, знающих всё о email-рассылках и SEO-оптимизации. Меня не пугают такие требования в вакансиях, потому что все они актуальны для другого специалиста — контент-маркетолога. В статье расскажу, как освоить эту востребованную профессию с нуля и с какими еще задачами придется столкнуться после трудоустройства.
Что делает контент-маркетолог
Контент-маркетолог — это специалист, который помогает бизнесу достичь целей через создание и размещение постов, статей, подкастов и других единиц контента на разных площадках. В зону его ответственности входит разработка и реализация контент-стратегии, а также анализ ее эффективности и оперативная корректировка — если что-то внезапно пошло не по плану.
Контент-маркетолог должен постоянно держать руку на пульсе, потому что в ходе воплощения контент-стратегии порой случается всякое. Например, аудитория может отреагировать на посты не так, как планировалось изначально, а менее приоритетный канал — показать результат лучше, чем основной.
Контент-маркетолог не работает в одиночку. Он может иногда делать что-то руками, например, писать посты, заливать ролики на видеохостинги или верстать статьи, но не постоянно. Главная его задача сводится к созданию стратегии и управлению процессами в команде: подбору специалистов, подготовке технических заданий, контролю за ходом выполнения плана и отслеживанию результатов.

В небольших компаниях контент-маркетолог может совмещать разные должности. Например, брать на себя задачи контент-менеджера или сммщика. Но даже в таком случае нужно разграничивать функционал и называть профессии своими именами.
В чем заключается работа контент-маркетолога
Задача | Что делает специалист |
---|---|
Анализ целевой аудитории продукта или услуги | Изучает онлайн-ресурсы, анализирует материалы конкурентов, организует или сам проводит кастдевы |
Определение приоритетов, целей и задач | Взаимодействует с клиентом. Выясняет, какие цели стоят перед бизнесом, и что нужно сделать в первую очередь |
Разработка контент-стратегии | Совместно с клиентом или работодателем намечает план развития проекта |
Подбор подходящих каналов для публикации контента | Использует свой опыт или изучает опыт успешных конкурентов, анализирует статистику по разным видам площадок, выясняет стоимость размещения контента |
Создание контент-планов для каждого канала коммуникации: социальных сетей, блога и т. д. | Сводит информацию по видам и форматам контента в единый документ, обычно в таблицу. Выстраивает логичный график публикаций, определяет авторов и других ответственных лиц |
Контроль за реализацией контент-планов | Организует работу команды, контролирует качество контента, следит за сроками публикаций |
Анализ результатов | Использует аналитические сервисы, например, TGStat, Brand Analytics или «Медиалогию» |
Корректировка плана или стратегии в целом | Вносит изменения, если цель не выполняется или изменилась. Дополняет план актуальным тематическим контентом |
Работа с командой | Подбирает специалистов под задачи проекта, при необходимости обучает их. Полностью координирует работу команды: дает задания отдельным сотрудникам, проверяет исполнение и сроки, отслеживает эффективность |
Публикация контента | Распределяет контент по каналам, контролирует его верстку и размещение |
Конечно, от переименования должности глобально ваши обязанности могут и не измениться, но зато цель работы точно станет яснее. Поделюсь своим опытом: я работала в онлайн-школе и занималась в основном методической работой, но несколько лет назад решила попробовать себя еще и в качестве сммщика. На тот момент у меня не было четкого представления, какие задачи входят в зону ответственности этого специалиста, а какие — нет.
Я составляла контент-планы, готовила и публиковала тексты для соцсетей, рассылок и блога, а еще подбирала визуал к постам и статьям. Всё это отнимало так много времени, что на выстраивание воронок и отслеживание их эффективности сил уже не оставалось.
Когда я пришла на обучение в «Контентим» и поделилась, чем занимаюсь на работе, преподаватели мне в один голос сказали: «Так ты же не SMM-специалист, а контент-маркетолог!». Эта фраза изменила мое отношение к роли в проекте. Я поговорила с руководством о своих целях, собрала команду копирайтеров, делегировала всё, что было связано с текстами, а сама, наконец-то, сфокусировалась на решении стратегических вопросов.
Что должен уметь контент-маркетолог
Чтобы успешно справляться со своими обязанностями, контент-маркетолог должен обладать большим спектром компетенций, причем как жестких — hard skills, так и мягких — soft skills. Давайте посмотрим, какие конкретно навыки и качества необходимы специалисту для работы.
Hard skills контент-маркетолога
💪 Умение работать с разным контентом. Хороший специалист знает особенности всех форматов. Он понимает, в чем разница между постами в телеграм-канале и статьями для сайта; где лучше использовать видео, а где — мем; как чередовать типы контента, чтобы повышать лояльность целевой аудитории и увеличивать продажи:

💪 SEO-оптимизация. Материалы, размещенные на сайте, должны соответствовать запросам целевой аудитории и быть заметны для поисковых систем. Чтобы Яндекс и Google вывел статью в топ выдачи, недостаточно написать ее интересно и без ошибок. Нужно грамотно структурировать текст, добавить в него высокочастотные ключевые фразы и правильно использовать метатеги.
Как правило, SEO-оптимизацией статей занимаются отдельные специалисты. Но контент-маркетологу необходимо разбираться в этом вопросе хотя бы поверхностно, чтобы адаптировать материалы к потребностям целевой аудитории.
💪 SMM. История та же, что и с SEO: в больших командах развитием соцсетей занимается сммщик, в менее крупных — обязанности SMM-специалиста обычно ложатся на плечи контент-маркетолога. В любом случае знать особенности площадок нужно — без этого будет сложно определить, где и как лучше дистрибутировать контент.
💪 Email-маркетинг. Индивидуальные рассылки по электронной почте тоже могут быть частью контентной стратегии. Они помогают поддерживать контакт с самой заинтересованной частью аудитории и делать качественные прогревы. Например, к продаже онлайн-курса:

💪 Аналитика. Выбор инструментов зависит от того, через какие каналы контент-маркетолог реализует стратегию. В социальных сетях, сервисах email-рассылок и на рекламных площадках обычно есть встроенная система мониторинга, но для оценки эффективности работы, например, в Телеграме, ее точно будет недостаточно — придется использовать сторонние сервисы: TGStat, Telemetrio или аналоги.
💪 Управление проектами и командой. Контент-маркетолог — это не проджект-менеджер, но он тоже должен знать методологию и инструменты для эффективной организации работы, уметь вести переговоры и деловую переписку, правильно ставить задачи, назначать ответственных лиц, отслеживать дедлайны и разрешать конфликтные ситуации.
Контент-маркетолог должен не только вписаться в коллектив сам, но и не допускать в нем негативных процессов, которые могут отрицательно сказаться на результате работы.
Soft skills контент-маркетолога
😊 Стрессоустойчивость. Адекватное восприятие критики, умение конструктивно обсуждать проблемные вопросы и способность сохранять самообладание в случае форс-мажоров помогают контент-маркетологу грамотно выстраивать взаимодействие с сотрудниками и стейкхолдерами.
😊 Эмпатия. Чтобы подобрать оптимальную стратегию продвижения бизнеса через контент, специалист должен правильно определить потребности, боли, желания и эмоции целевой аудитории. Доверительные отношения с ЦА — залог успешных продаж.
😊 Самоорганизация. Умение планировать и приоритизировать задачи помогает создавать качественный контент в срок, а также быстро адаптироваться к новым требованиям и трендам рынка. Чтобы эффективно управлять своим временем, контент-маркетолог должен владеть разными инструментами тайм-менеджмента:

😊 Умение объяснять. Пригодится и при работе с клиентами, и при взаимодействии с командой. До первых важно аргументированно донести, почему результаты от внедрения стратегии не приходят мгновенно. Вторым — четко поставить задачи и понятные сроки, а также оказать поддержку, если что-то внезапно забуксовало.
В каких нишах востребованы контент-маркетологи
На самом деле контент-маркетинг важен для любой сферы, потому что без качественной стратегии, которая бы учитывала цели бизнеса, вся работа с контентом рискует превратиться в стихийную графоманию. Просто есть ниши, где это поняли немного быстрее, поэтому в них будет проще найти работу и построить карьеру.
Самые перспективные направления:
- IT и финансы. Услуги и продукты в этих областях требуют объяснения замысловатых концепций и технических процессов доступным языком. Здесь грамотный контент помогает выстраивать доверие с целевой аудиторией, доносить преимущества продукта и привлекать лидов.
- Товарный бизнес. Бренды не возникают сами по себе, за ними стоит тщательно спланированная работа по повышению узнаваемости, донесению ценностей и созданию лояльности. Всех этих целей можно достичь благодаря качественному контенту.
- Образование и инфобизнес. Без доверия к эксперту невозможно продать ни один курс. Эффективная контент-стратегия помогает донести до целевой аудитории пользу обучения и уровень компетентности преподавателя.
- Здоровье. Деликатная сфера, поэтому в ней особенно важно правильно выстраивать отношения с будущими клиентами через контент: предоставлять понятную и достоверную информацию, работать со страхами и заблуждениями, рассказывать о необходимости профилактики и своевременного лечения, а также о новых возможностях современной медицины.
- Туризм, развлечения и игры. С одной стороны эмоции, с другой — грамотное продвижение и крепкое коммьюнити. Правильная контент-стратегия в этих областях должна включать работу с болями и мечтами целевой аудитории, а также эмоциональный контент с хорошим визуалом и активное вовлечение.
- НКО. Без информирования о деятельности фондов и организаций ни благотворительность, ни фандрайзинг попросту невозможны. А еще важно правильно донести до аудитории определенные ценности и установить прочную эмоциональную связь. Работы в этой сфере у контент-маркетолога хоть отбавляй. Кстати, это хорошая ниша для новичков, чтобы набраться опыта, получить кейсы и рекомендации, без которых в более дорогие проекты трудно попасть.
- Личный бренд. Экспертам и блогерам необходимо правильно выстраивать работу с контентом, особенно если в список их целей входит монетизация. У каждой площадки свои правила, алгоритмы работы и аудитория. Без учета этих особенностей рассчитывать на успех было бы опрометчиво.
Каждый специалист выбирает себе направление по душе. Например, я уже более 10 лет работаю в сфере инфобизнеса, и из них 3 года занимаюсь контент-маркетингом. В числе моих главных задач — продвижение школы, ее инфопродуктов и личных брендов экспертов. В нашей нише сейчас высокий уровень конкуренции — пробиться непросто, но именно этим мне и интересна область онлайн-образования.
Сколько стоят услуги контент-маркетолога
Если вы спросите двух контент-маркетологов, сколько они зарабатывают, то вряд ли получите одинаковые ответы. Дело в том, что в этой профессии всё зависит от опыта специалиста, обязанностей, места проживания, компании и графика. Новички в регионах получают в среднем от 17 000 до 50 000 ₽:

В Санкт-Петербурге и Москве зарплаты выше:

В целом контент-маркетинг — это направление, в котором нет потолка по доходу. Вы можете наработать опыт и перейти на руководящую должность или выбрать горизонтальный рост в профессии — прокачивать экспертизу, осваивать смежные направления и периодически повышать ставки на свои услуги. Еще один вариант — работать сразу в нескольких проектах. Многие компании нанимают специалистов на парт-тайм или на полный день, но удаленно и с гибким графиком.

Какое образование должно быть у контент-маркетолога
Есть три варианта, как стать контент-маркетологом с нуля: окончить вуз или ссуз, пройти профильные курсы или освоить профессию самостоятельно. Сказать, что какой-то из них лучше не могу, — у каждого свои преимущества и недостатки.
1. Ссуз или вуз
Из плюсов — качественная теоретическая база, живой контакт с преподавателями и диплом, которым можно похвастаться при трудоустройстве. Минусов больше. Во-первых, конкретно на контент-маркетологов в колледжах и вузах не учат. Чтобы получить необходимые знания, придется освоить более широкое направление, например, «цифровой маркетинг» или «рекламу и PR».
Во-вторых, практики в вузах и ссузах крайне мало. Программы в первую очередь ориентированы на теоретическую подготовку. Навыки придется нарабатывать самостоятельно, в полевых условиях. И, наконец, учеба в профессиональных учреждениях среднего или высшего звена — это долго и, как правило, дорого.

2. Курсы
Самый простой и быстрый вариант освоить профессию и получить практические навыки. Выбор программ большой. Вы сможете найти подходящий для себя вариант по цене, срокам и содержанию. Обучение в среднем длится 3–8 месяцев. Уроки можно проходить онлайн без отрыва от основной работы.
Минуса два:
- Мало теории. В маркетинге есть много фундаментальных вещей, знание которых вам точно пригодится. Осваивать их придется, скорее всего, самостоятельно.
- Сложность выбора. Цена не всегда соответствует качеству, а подача материала может оказаться не такой крутой, как было преподнесено в рекламе. Чтобы найти подходящий курс, нужно собрать как можно больше информации и объективно ее взвесить.
3. Самостоятельное обучение
Единственный плюс самостоятельного обучения — это бесплатно. В остальном такой вариант значительно уступает первым двум. Главный минус заключается в том, что в интернете очень много информации. Часть из нее либо сильно устарела, либо вообще никогда не работала. Да и разобраться в таком потоке крайне сложно.
Чтобы найти надежные источники и отобрать действительно полезное, придется потратить немало времени.
Если у вас, как у меня, уже есть диплом по смежной специальности, вам будет проще освоить профессию самостоятельно. Я всё же решила сэкономить время и пошла на курсы. Не пожалела — практика и обратная связь от преподавателей помогли мне перестроиться для эффективной работы в качестве контент-маркетолога.
Главное
Контент-маркетолог — это интересная современная специальность. Она дает возможность строить карьеру с высоким доходом как на фрилансе, так и в штате компании. Я рассказала, чем занимается контент-маркетолог, какие навыки важны в его работе и где можно получить знания с нуля. Если вам стало интересно, желаю удачи в освоении профессии!