Разберемся по шагам, что потребуется копирайтеру для оформления достойного портфолио. От анализа рынка до дизайна.
Портфолио копирайтера дает конкурентное преимущество на перенасыщенном рынке. Привлекательно оформленный документ укажет на профессионализм исполнителя, а грамотно структурированная информация ответит на вопросы потенциальных работодателей и закроет возражения. Мы с самыми успешными авторами редакции Контентим собрали лучшие практики и примеры, которые позволяют копирайтерам получать работу мечты.
Чего от портфолио копирайтера ждут заказчики
Красивое оформление и качественное наполнение ― не самое главное в портфолио копирайтера. Заказчики в первую очередь хотят понять, подойдет ли исполнитель для решения конкретной задачи, и сделать это быстро ― не закапываясь в десятки ссылок и страниц. Ведь часто приходится просматривать большое количество похожих портфолио.
Важно ответить на следующие вопросы:
- Этот человек предлагает услуги, которые мне нужны?
- У него есть необходимые навыки?
- Он писал в похожих проектах в моей индустрии?
- Он надежный исполнитель (соблюдает сроки, выдает обещанное качество)?
- Он понимает бизнес-цели контента?
Заказчику должно быть удобно находить ответы на эти вопросы, важна продуманная навигация.
Какой формат выбрать для портфолио
Прежде чем разбираться в принципах создания хорошего портфолио копирайтера, нужно выбрать формат. Рассмотрим возможные варианты.
Сайт
Самый основательный и универсальный формат портфолио — личный сайт. На него удобно давать ссылку на любых площадках. Например, там, где не поддерживается загрузка файлов.
К тому же сайт выглядит профессионально ― видно, что автор ответственно подошел к вопросу. Ведь на создание ресурса нужно выделить время и бюджет, оплачивать хостинг, поддерживать работоспособность ― это сложнее, чем собрать PDF-файл.
По сайту удобно передвигаться. Можно добавить интерактивные элементы, геймификацию, сторителлинг. В целом больше свободы для творчества. Например, Хосе Карлос Бенитес превратил свое портфолио в увлекательный опыт.
Минусы у формата тоже есть. На разработку уходят деньги и время, платить нужно постоянно, как минимум за хостинг, новичку будет сложно сделать портфолио самостоятельно.
Инструменты. Wix, Tilda, WordPress, Portfoliobox, Jimbo, Hostinger, Copyfolio.
Удобный формат, который корректно отображается на большинстве устройств. По сути это обычный электронный документ, который можно интересно оформить. Причем сделать это самостоятельно, без обладания специальными навыками. В большинстве случаев хватит стандартного шаблона.
Вот, как это может выглядеть на примере портфолио Стивена Марша.
Инструменты. Canva, Flipsnack, Photoshop, Visme, Figma.
Презентация
Похожим образом портфолио копирайтера можно оформить с помощью редакторов презентаций. Для удобного просмотра на мобильных нужно выбрать вертикальную ориентацию. Здесь также на помощь придут готовые шаблоны.
Инструменты. Microsoft PowerPoint, Google Презентации, Prezi, Keynote.
Профиль в соцсетях
В целях продвижения копирайтеры часто развивают свои соцсети. Их же можно использовать для демонстрации опыта. Написать пост о своей работе и закрепить его, оформить как статью или серию сторис.
У такого варианта есть минус — работодатель может быть не зарегистрирован на площадке, поэтому с просмотром портфолио возникнут сложности. Вряд ли он захочет тратить свое время.
Агрегаторы
Портфолио можно оформлять на сайтах-агрегаторах, биржах фриланса и услуг. Минус здесь тот же — для просмотра может потребоваться регистрация. К тому же придется подстраиваться под возможности и требования площадок. Пример портфолио с площадки Fiverr.
Можно оформить сайт с портфолио и дополнительно подготовить электронные документы. После чего выбирать удобный формат с учетом пожеланий заказчика и площадки, на которой вы общаетесь.
Как создать портфолио копирайтера: пошаговый план
Теперь разберемся по шагам, что потребуется для оформления достойного портфолио. От анализа рынка до дизайна.
1. Определите ЦА и нишу
Перед тем, как начинать работать над портфолио, важно определить своего идеального клиента. Распространенная ошибка — попытка охватить слишком широкую целевую аудиторию.
Обычно заказчики ищут специалиста для решения конкретной задачи. Если они увидят, что копирайтер работает с огромным количеством тем, возникнут сомнения в его экспертизе.
К примеру, Карлайн Англад-Коул в резюме четко обозначает свою нишу:
К тому же без обозначения профиля ваше послание будет очень общим, а значит, сработает недостаточно эффективно.
Укажите:
- какие форматы контента вы создаете (статьи в блог, продающие тексты, посты для соцсетей);
- с кем работаете (B2B, торговля, местный бизнес, блогеры);
- компании каких размеров предпочитаете (стартапы, корпорации).
Когда нарисуете портрет идеального клиента, определите его боли и ожидания от услуг копирайтинга. Сделать это можно, пообщавшись с бывшими клиентами, изучив отзывы на конкурентов и обсуждения в соцсетях. На этом этапе определите:
- что беспокоит вашего идеального клиента;
- какие результаты он хочет получить от сотрудничества с копирайтером;
- какие требования предъявляет к исполнителям;
- на какие элементы портфолио обращает внимание.
2. Выберите лучшие примеры работ
Здесь важно не переборщить. Потенциальные клиенты хотят увидеть лучшие тексты по нужным им тематикам. Обычно достаточно 3-4 работ. Никто не будет переходить по 30+ ссылкам.
При этом желательно нишеваться или хотя бы делить примеры на блоки. Так заказчику будет проще найти то, что он ищет.
Описания текстов желательно дополнять бизнес-результатами. Не «смотрите, какая классная статья», а «вот столько она принесла просмотров, взаимодействий, лидов». Пример от Кайлы Холлац.
3. Добавьте элемент социального одобрения
Укрепите доверие с помощью отзывов. Желательно, чтобы их давали узнаваемые компании или специалисты. Если сотрудничеством с крупными клиентами вы похвастаться не можете, рассмотрите бартер. Окажите услугу в обмен на отзыв.
Важно, чтобы в рекомендациях было упоминание того, как работа помогла решить задачу и избавила заказчика от болей.
Также убедительным подтверждением доверия могут стать упоминания крупных клиентов и СМИ, которые публиковали материалы копирайтера. Как на сайте Али Дж. Йель:
4. Выстройте структуру
Спланируйте путь потенциального клиента. Подумайте, какие элементы портфолио и в каком порядке он должен увидеть.
Основные блоки у вас уже есть — примеры работ и отзывы. Теперь составьте убедительный заголовок с CTA. В нем подчеркните свою ценность и метод достижения результата.
Попробуйте использовать шаблон:
«(ваша ниша) для (ваш идеальный клиент), который (боль клиента)».
Пример от Кэссиди Хортон:
Еще полезно добавить блок с описанием процесса вашей работы. Так вы покажете, что не первый день на рынке, и знаете, как демонстрировать стабильно качественные результаты. Достаточно обозначить основные шаги. Понятно, что процесс будет адаптироваться под каждого клиента и проект.
Также можно добавить раздел FAQ. Рассказать здесь о том, сколько времени потребуется на работу, кто ваши идеальные клиенты, какие вводные понадобятся, сколько стоят ваши услуги.
Портфолио можно сделать чуть интереснее, добавив «пасхалки». Например, на сайте Анны Роган есть ссылка с названием «Не кликайте на эту ссылку». Она ведет на страницу с предложением подписаться на рассылку для любителей нарушать правила.
5. Расскажите о себе
Многие авторы рассказывают о хобби, интересах, образе жизни. Увы, но заказчикам редко интересна такая информация. Особенно если они ищут исполнителя на разовый проект, а не сотрудника в команду.
О чем же рассказать? Пути становления как специалиста, вашей философии и подходе к работе, кейсах и выводах, к которым вы пришли на собственном опыте.
Откровенность и понимание нужд клиентов укрепят доверие и помогут понять вас на более глубоком уровне. Это полезно с точки зрения общения — легко ли вам будет договорится, понять друг друга.
Так о своем подходе к работе рассказал Эван Беннер:
6. Поделитесь контактами
Расскажите, как с вами связаться. Предложите как можно больше вариантов: email, мессенджеры, соцсети. Оформите раздел простым текстом со ссылками или предложите заполнить форму. Если выберете второй вариант, не забывайте следить за работоспособностью формы. На всякий случай оставьте дополнительные контакты. Пример лаконичной секции с контактами на сайте Гари Круза:
7. Оформите портфолио
Позаботьтесь, чтобы ваше портфолио выглядело профессионально. Не перегружайте его графикой и яркими цветами. Текст — основной элемент, а дизайн должен его подчеркивать, направлять внимание. Если не уверены в качестве своего оформления, обратитесь за помощью к специалисту.
Пример простого, но запоминающегося оформления от Сары Франдина.
Примеры портфолио копирайтера
С процессом создания портфолио копирайтера познакомились. Здесь нет «волшебных» секретов, но есть ряд нюансов. Теперь рассмотрим интересные примеры, которые могут вдохновить на собственный шедевр.
Laura Silvock
Лаура с самого начала обозначает специализацию. Подчеркивает силу слов. Затем рассказывает свою историю и переходит к отзывам. После этого следуют примеры работ и контакты. Все важные элементы в правильном порядке, они не перегружены информацией.
Brent Barnhart
Сайт с уникальным стилем. Автор убеждает узнаваемыми клиентами, кейсами с впечатляющими результатами и описанием процесса работы.
Joshua Poh
Сайт копирайтера ориентирован на бизнес-цели. Он сразу говорит о том, с какими клиентами работает и как может им помочь. Подкрепляет свою экспертизу отзывами и примерами работ.
Tom Rigby
Сайт встречает посетителей текстом. Простое решение, но слова действительно вовлекают. Лучшая демонстрация таланта автора. Также здесь есть много разделов, из которых можно узнать больше о его услугах и опыте.
The Copy Canary
Автор выбрала для своего портфолио образ — канарейку. Встречает посетителей CTA, делится убедительными отзывами и предлагает бесплатную оценку текста для сбора лидов.
В заключение
Грамотно составленное портфолио станет конкурентным преимуществом для копирайтера. Документ будет продавать услуги без личного участия. Мы убедились в этом на практике. Когда выбираем авторов, всегда пристально изучаем их портфолио. Причем обращаем внимание не только на примеры работ, но и на подачу, оформление, общий подход к работе. Отнеситесь к составлению портфолио ответственно, ведь потраченное время окупится.