Часто продукты создаются для международной аудитории, что затрудняет их продвижение. Без стратегии и сильной маркетинг-команды места под солнцем не занять.
Какие позиции компании закрывают в первую очередь? SMM-щиков, рекламщиков, SEO-спецов. И забывают о таком нужном человеке, как IT-копирайтер. Почему технологическому проекту без него не обойтись, где искать исполнителя и по каким критериям его выбирать, расскажем сегодня.
Зачем бизнесу ИТ-копирайтер
Любой сотрудник нужен компании для решения задач, так или иначе связанных с целями бизнеса. И копирайтер не исключение.
Какие возникают вызовы:
- Готов дизайн сайта, но для страниц не написан понятный продающий текст.
- Для повышений позиций в поиске нужно вести блог, но им некому заниматься.
- Специалистам по продажам требуются грамотно оформленные кейсы, описания продуктов, коммерческие предложения, презентации.
- Для запуска e-mail-рассылки не хватает текстов.
- Маркетологам для сбора данных потенциальных клиентов нужен лид-магнит.
- SMM-специалист не пишет тексты для постов, недостаточно компетентен или занят другими более важными задачами.
- Руководство планирует наращивать ссылочную массу сайта через гостевые посты, но нет подходящего автора.
- Специалистам по настройке рекламы нужна помощь с текстами.
- Лендинг недостаточно эффективен, желательно оптимизировать его содержание.
- Нужны сценарии для видео, вебинаров и мероприятий.
- Некому писать пресс-релизы и новости компании.
Все эти проблемы приводят IT-проект к выводу — нужно искать копирайтера. На этом этапе часто возникает соблазн сэкономить.
Первая идея — поручить написание текстов сотрудникам смежных специальностей. Разработчики ведь отлично знают продукт, почему бы им не писать в блог. Или пусть этим занимается маркетолог. У такого подхода есть недостаток: человек будет заниматься задачами, в которых не слишком разбирается. Знать продукт и рассказать о нем доступно и интересно — два разных навыка. Более того, рабочее время будет расходоваться в ущерб основным обязанностям. Маркетолог не составит стратегию продвижения нового решения, зато напишет скучное письмо для рассылки, которое причитает от силы пять человек.
Бывает, что один специалист одинаково компетентен сразу в нескольких направлениях — например, разработке и копирайтинге. Вам очень повезло, что он стал частью вашей команды. Но даже в этом случае важно выделить ведущее направление его работы и распределить рабочее время. Если сотрудник принесет больше пользы в разработке, задачи по текстам лучше свести к минимуму или делегировать другому члену команды.
Второй вариант — найти недорогого исполнителя на бирже. Без глубокого понимания темы и опыта. От такого сотрудничества вы получите только головную боль. Если, конечно, не готовы тратить время и ресурсы на его обучение с нуля. При этом заметьте: если скилл копирайтера вырастет, он вряд ли согласится работать по начальным тарифам.
Вывод: лучше сразу искать надежного и опытного IT-копирайтера, не пытаясь обмануть систему. Как это сделать, расскажем дальше.
Как и где искать специалиста
Этот блок разделим на две части. Опишем два разных подхода к решению бизнес-задач: привлечение инхаус-специалиста и передача задач на аутсорс.
Инхаус
С одной стороны, IT-копирайтер в штате — это удобно. Можно поручать ему разные задачи по мере их поступления, регулировать график, платить не за закрытые проекты, а за рабочие часы. С другой стороны, такой исполнитель меньше заинтересован в получении результата. Вся нагрузка по обучению и адаптации в коллективе ложится на ваши плечи.
Первый шаг к выбору идеального сотрудника — определиться с требованиями. Мы перечислили основные задачи выше. Выберите, какие из них актуальны для вашего бизнеса. На основе этого перечня и специфики проекта составьте текст вакансии. Кому его адресовать?
Найти готового IT-копирайтера в свободном поиске — задача максимального уровня сложности. Все хорошие специалисты давно трудятся на ваших конкурентов и не собираются ничего менять — разве что вы предложите лучшие условия. Это первый способ — переманивать спецов из других технологических компаний.
Есть и другие варианты. Например, поискать хорошего копирайтера в смежной тематике: маркетинг, технологии, бизнес. Прикрепить к нему разработчика из вашей команды в качестве консультанта и выделить время на обучение. Или среди выпускников технических вузов поискать ребят с сильным английским и достойными навыками письма. Здесь уже придется заняться обучением копирайтингу. В любом случае нужно готовиться к сложному процессу отбора и адаптации.
Ответы на часто задаваемые вопросы:
- Какое образование должно быть у копирайтера? Многие работодатели уверены, что на позицию автора лучше выбирать выпускников иняза или филфака, журналистов. Это заблуждение. Опыт и навыки в профессии намного важнее «корочки». Вашим идеальным сотрудником может стать вчерашний учитель физики или инженер. Профильное образование будет плюсом.
- Как выстроить работу? Зависит от корпоративной культуры компании и объемов задач. Если нагрузка небольшая, удаленный формат станет преимуществом. Так вы расширите географию поиска.
- Сколько платить? Если берете сотрудника в штат, укажите оклад. Сдельная оплата вряд ли устроит достойного кандидата, да и вы устанете постоянно подсчитывать количество символов. Можно добавить бонусы и вознаграждения, чтобы мотивировать на постоянное повышение качества работы. Привязать их к выполнению плана или достижению KPI.
- Нужен ли английский? В 99% случаев да. Даже если вы продвигаетесь исключительно в РФ, без знания иностранного языка копирайтеру будет сложно следить за новостями индустрии, контентом лидеров. Захотите масштабироваться — придется снова вкладывать деньги в обучение сотрудника. Или искать нового. Лучше не рисковать.
Теперь к самому интересному. Где искать русскоязычного ИТ-копирайтера. Делимся списком проверенных ресурсов:
Еще привлекать кандидатов можно через свой сайт, соцсети, рекламу, на биржах фриланса и агрегаторах вакансий.
Аутсорс
Основное преимущество аутсорса — вы ставите задачу, исполнитель ее решает. Способы и издержки вас не волнуют. Теоретически на аутсорсе можно работать и с отдельно взятым экспертом, если он ИП и параллельно ведет несколько проектов, например. Но лучше отдать предпочтения агентству.
Мы в «Контентим» подбираем подходящих исполнителей на каждую задачу, помогаем с планированием. Предлагаем заказчику не просто текст, а готовый продукт. Над каждой единицей контента трудятся авторы, редакторы, носители языка, дизайнеры, маркетологи, практикующие программисты. В продвижении помогают специалист по таргетированной рекламе. В результате вы получаете рабочий инструмент для бизнеса без затрат на привлечение, обучение, адаптацию и повышение квалификации штатных сотрудников. Подробнее рассказываем здесь.
Как выбрать IT-копирайтера
С подходами к поиску исполнителя определились. Теперь разберемся, по каким навыкам оценивать его работу:
- Грамотность и чувство языка. ИТ-копирайтер должен писать без ошибок, в том числе логических, последовательно и понятно излагать свои мысли.
- Управление вниманием читателя. Знать формулы копирайтинга и сторителлинга. Писать без воды, тавтологии, канцеляритов. В IT особенно важно рассказывать о сложных вещах интересно и доступно.
- Английский (и/или другой иностранный). Живой язык интернет-коммуникации. Чем ближе к уровню носителя, тем лучше.
- Основы IT и маркетинга. Как строится работа с заказчиками, кто ЦА, какие потребности у компании, у конечных пользователей. Какие технологии в тренде. Особенности языков программирования и технологических решений.
- Опыт. В идеале работа во всех форматах, которые нужны вашей компании. С кейсами и примерами работ. Не повредит и начитанность, широкий кругозор.
- Адекватность. Никто не отменял эмоциональный интеллект, умение работать в команде, готовность к правкам, дисциплинированность.
Наличие или отсутствие большинства навыков можно проверить с помощью оплачиваемого тестового задания. Например, попросить написать статью в блог или текст для рассылки.